Получателям социальных услуг

Формы документов о предоставлении социальных услуг

С 1 августа вступают в силу новые тарифы на социальные услуги

    С 1 января 2015 года вступил в силу Закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, в котором определяются новые условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 01.12.2014 № 1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг" изменилась методика расчета подушевых нормативов финансирования социальных услуг.
    С 1 августа 2015г.  в соответствии с приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 25.06.2015 № 23/8 вступают в силу тарифы, которые рассчитаны в строгом соответствии с новой вышеназванной методикой.
    На территории Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 06 ноября 2014 г. № 140-ОД "О социальном обслуживании населения в Волгоградской области" социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются БЕСПЛАТНО следующим получателям социальных услуг: 
    несовершеннолетним детям;
    лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
    инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий;
    участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах";
    родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
    получателям срочных социальных услуг.
    Причем эти категории расширены по сравнению с Федеральным законом № 442-ФЗ.
    Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (эта величина составляет: для трудоспособного населения – 12796 руб., для пенсионеров -  9720 руб.).
    Иным категориям граждан социальные услуги на дому предоставляются за платуСоциальные услуги предоставляются платно, если доход граждан  превышает сто пятьдесят процентов величины прожиточного минимума (свыше 12796 руб. – для трудоспособного населения, свыше 9720 руб. - для пенсионеров).      Размер ежемесячной платы, за предоставление социальных услуг рассчитывается  индивидуально для каждого с учетом количества фактически оказанных услуг и установленных на них тарифов.
Вместе с тем, независимо от количества предоставленных услуг ежемесячный размер оплаты социальных услуг для граждан не может превышать 50 % разницы между среднедушевым доходом гражданина и значением ста пятидесяти процентов  величины прожиточного минимума.
    Кроме того, в регионе дополнительно к Федеральному Закону № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за льготную плату, равную пятидесяти процентам платы или частичной платы,  следующим получателям социальных услуг: 
    гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории, охваченной боевыми действиями, соответствующей административно-территориальному делению города Сталинграда по состоянию на указанный период; 
    лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 
    военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 
    лицам, работавшим на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 
    бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Информация по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

В конце декабря 2013 года в Российской Федерации принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
Закон вступает в силу с 01 января 2015 г. и направлен на комплексное регулирование отношений в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации и на дальнейшее развитие существующей системы социального обслуживания населения, повышение уровня, качества и эффективности социального обслуживания. 
Закон предполагает индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи к установлению получателю необходимых ему социальных услуг, исходя из его личной потребности. С учетом оснований, по которым гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
Также Законом определяются новые условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях. По ранее действовавшему законодательству граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума, имели право на бесплатное получение социальных услуг. Новым законом предполагается, что порог отсечения будет на уровне полутора прожиточных минимумов. Это увеличит количество людей, имеющих право на получение бесплатных социальных услуг, в том числе инвалидов, семей, в которых ребенок - инвалид.
Законом вводятся новые понятия "получатель социальных услуг", "поставщик социальных услуг", "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", при этом в Законе не содержится понятие "трудная жизненная ситуация", ранее предусмотренное Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся, например, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и другие.
Кроме того, Законом введено понятие “социальное сопровождение” граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь.
Федеральный закон содержит также нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг. В сферу социального обслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым будет оказываться поддержка со стороны государства. С этой целью будет формироваться реестр поставщиков социальных услуг.
В настоящее время на территории Волгоградской области система социального обслуживания представлена только государственными учреждениями, которых насчитывается 96. Они расположены в каждом муниципальном образовании, ежегодно в них получают социальные услуги до 130 тысяч граждан, из них свыше 20 тысяч пожилых граждан и инвалидов обслуживается на дому, около 6 тысяч – в стационарных учреждениях. С целью обеспечения доступности социальных услуг активно развиваются выездные формы работы. Это будет продолжено и в дальнейшем.
Вместе с тем, в целях обеспечения требований нового законодательства в сфере социального обслуживания до конца года предстоит разработать и утвердить более 30 законодательных и иных нормативных правовых актов (далее – НПА) по 27 направлениям, определенных Минтрудом России. В частности, утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания, номенклатуры организаций социального обслуживания, норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации и др. На сегодняшний день уже принято 20 НПА.
Принят основной документ - закон Волгоградской области "О социальном обслуживании населения в Волгоградской области" от 06.11.2014г. № 140-ОД.
Данный закон устанавливает:
распределение полномочий между органами государственной власти Волгоградской области;
перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг;
предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в размере полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области для основных социально-демографических групп населения;
меры социальной поддержки работников организаций социального обслуживания Волгоградской области.
Также министерством разработан проект постановления Губернатора Волгоградской области “Об утверждении плана мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, на территории Волгоградской области”, который проходит согласование в Правительстве. С его принятием начнется широкая информационно-разъяснительная работа среди потенциальных поставщиков социальных услуг и населения Волгоградской области.
Но уже сегодня проводится работа по разъяснению предстоящих изменений в сфере социального обслуживания в учреждениях социального обслуживания среди специалистов и клиентов.